Previous Entry Share Next Entry
Дисклеймер
atlmrf
Закончилась еще одна моя общественная работа. Больше я не занимаюсь проверкой учебников. Дело по-моему было важное, и я долго терпел неразумные министерские нововведения и изменения правил. Но теперь они потребовали открыто публиковать имена рецензентов, и это уже конец. Надо понимать, что министерский гриф на учебнике, за который идет борьба, дает издательству в среднем $0.5M. И в стране, в которой, например, при борьбе за ключевые посты в одном из учебных издательств за два года застрелили четырех топ-менеджеров, это новое правило настолько хорошо ложится в ряд прочих чудацких инициатив минобрнауки, что участвовать в этом нет уже никакой возможности. Перечислять прочие их приколы пока не буду (про это много может рассказать vvprasolov), но как ни унизительно было работать в этих (к тому же постоянно меняющихся) рамках, я все-таки терпел, потому что деточек-то российских надо было охранять от этого кошмара. Но последнее время они (нет, не деточки) совсем офигели, и стало понятно, что так или иначе, а вся работа - во всяком случае разумная - подходит к концу.

Мне кажется, что я делал хорошее дело, делал его изо всех сил, и что-то удалось улучшить. Хотя (опять-таки, благодаря дурацким регламентам) большинство дебильных учебников все же в конце концов пробились в школы, но даже задержка их на два-три года - это большое благо, тем более что из них удалось вычистить тысячи (sic) ошибок в самом прямом смысле этого слова, а разного рода недоделок - пожалуй что тысяч 15. И сколько-то десятков самых дрянных учебников все-таки загнать за плинтус. Теперь они, конечно, повылезут, но все равно все к этому шло.

Но хватит мне хвастаться. Цель этого текста не в этом. Я так или иначе считаю себя ответственным за почти все учебники по математике, прошедшие в последние годы в федеральные списки, и сейчас я хочу сказать про это "почти". Оно довольно-таки большое: в перечне на нынешний год обнаружилось 37 рекомендованных или допущенных учебников, на которые я и моя (математическая) подкомиссия никогда не давала никаких заключений, кроме резко отрицательных. Они делятся на три большие группы.

I. Отвергнутые подкомиссией по математике, но легально и открыто продавленные через межпредметную комиссию РАН - 16 шт.

1-4. Александрова Э.И. "Математика", классы 1, 2, 3, 4. ВИТА-ПРЕСС.
5-8. Александрова Э.И. "Математика", классы 1, 2, 3, 4. Дрофа.
9-12. Аргинская И.И. и др. "Математика", классы 1, 2, 3, 4. Изд. дом "Федоров".
13-16. Давыдов В.В., Горбов С.Ф. и др. "Математика", классы 1, 2, 3, 4. ВИТА-ПРЕСС.

II. Знакомые мне учебники, появившиеся в Перечне рекомендованных при отсутствии по ним каких-либо решений, кроме отрицательных - 13 шт.

1-2. Беденко М.В. "Математика", классы 3, 4. "Русское Слово".
3-6. Демидова Т.Е. и др. "Математика", классы 1, 2, 3, 4. Баласс.
7-10. Муравин Г.К., Муравина О.В. "Математика", классы 1, 2, 3, 4. Дрофа.
11. Козлова С.А. и др. "Геометрия", классы 7-9. Баласс.
12-13. Рубин А.Г., Чулков П.В. "Алгебра", классы 7, 8. Баласс.

III. Еще 8 учебников, о существовании которых я впервые узнал из этого перечня.

1-2. Седова Е.А., Черняев А.П., Шихалиев Х.Ш. "Математика", классы 5, 6. Ассоциация XXI век.
3-5. Седова Е.А., Черняев А.П., Шихалиев Х.Ш. "Алгебра", классы 7, 8, 9. Ассоциация XXI век.
6. Седова Е.А., Черняев А.П., Шихалиев Х.Ш. "Геометрия", классы 7-9. Ассоциация XXI век.
7-8. Седова Е.А., Черняев А.П., Шихалиев Х.Ш. "Алгебра и начала математического анализа", классы 10, 11. Ассоциация XXI век.

По поводу списка I я в свое время выдержал битву на межпредметной комиссии. К тому заседанию был подготовлен меморандум http://www.mi.ras.ru/~vva/XI-10.doc . Тогда мне удалось убедить членов комиссии в преступности сливания этих учебников в школу, и (несмотря на очевидное тяжелое давление сверху на председателя комиссии, В.В.Козлова) 5 серий учебников (перечисленные в списке I и еще номера 3-6 из списка II) были отвергнуты. Однако два месяца спустя на экстренном заседании комиссии (посвященном только этому вопросу) это было переиграно, и 4 серии (весь список I) были приняты. Правда, тогда оказалось, что сроки уже прошли, и в тот год эти учебники не попали в список, а дети получили однолетнее избавление. Но со следующего года эти учебники все-таки свалились на детские головы... В добавление покаюсь, что есть еще один очень (на мой взгляд) плохой комплект учебников для начальной школы - В.Н.Рудницкой и др. На том памятном заседании я согласился пропустить его в порядке торга, взамен на согласие (как видим, недолговечное) убрать хотя бы остальные.

Высокое лоббирование этих скверных учебников объясняется в частности тем, что три из этих комплектов (Александровой и Давыдова-Горбова) принадлежат к системе Эльконина-Давыдова, находящейся в наивысшем фаворе у реформаторов образования. Кажется, педагогические идеи Эльконина и Давыдова вполне симпатичны, но математики они (или кто там творил эти учебники) очевидно не понимали. К тому же с самым первым учебником по этой системе произошла подлинная трагедия: его сочинителям удалось включить в список титульных авторов самого великого В.В.Давыдова, после чего фатальные принципиальные глупости этого учебника были канонизированы и стали обязательными для всех последующих.

Для интересующихся - ссылка на мои рецензии 2006-2011 гг: http://www.mi.ras.ru/~vva/test.html и http://www.hse.ru/org/persons/1297545

Наконец, для страховки привожу список из 11 учебников, по которым осенью 2013 года было принято отрицательное заключение. Надеюсь, что с ними все будет как должно, но если вдруг вы увидите их в вызревающем сейчас новом списке рекомендованных учебников...

IV.

1-3. Петерсон Л.Г. и др. "Алгебра", классы 7, 8, 9. "Спид-ИНФО".
4-7. Ивашова О.А., Подходова Н.С. и др. "Математика", классы 1, 2, 3, 4. Дрофа.
8-9. Гусев В.А. и др. "Геометрия", классы 10, 11. Баласс.
10-11. Рубин А.Г. и др. "Алгебра и начала матем. анализа, классы 10, 11. Баласс.

Рад, что ты ушел из этого.

А деточки более дуракоупорны, чем кажется.

Сколько же на Руси писателей учебников математических! ЖОПА!!!

Тебя это слово целый день приследует. Ксения учится по Виленкину и Жохову. Мой недостойный ум вполне допускает такой учебник.

при борьбе за ключевые посты в одном из учебных издательств за два года застрелили четырех топ-менеджеров

Жесть какая. Когда это было?

Да, я тоже впечатлился. Наша служба не только трудна, но и опасна.

и спасибо

за вынос сора из министерской избы

это, конечно, можно

и самим найти, но если ты и так знаешь, то надо бы и остальных авторов перечислить, чтобы все знали, кого "благодарить"...

Грустно - к тому же я как раз хотел тебе нажаловаться на книжку Ященко и К по теории вероятностей, а теперь некому...

я как раз хотел тебе нажаловаться на книжку Ященко

Надеюсь, ты мужественно перенесешь этот удар судьбы.

Edited at 2014-01-16 02:57 pm (UTC)

Я не думаю, что эльконинско-давыдовскiя идеи симпатичны. Фонетическое письмо — это просто преступленiе.

Это да. Писать можно только иероглифами, иначе смысла не видно!

А можно где-нить прочесть заключение про учебники Петерсон? ее учебники младших классов мне в обшем нравятся. Интересно что не так с учебниками для старших.

Рецензии этого года еще не вывешены (правильно, надо будет этим заняться), но могу прислать по приватному адресу. Куда?

>Кажется, педагогические идеи Эльконина и Давыдова вполне симпатичны,

Это только кажется. И то из-за специфического наукообразного флёра, которым всё это покрыто силами методолбандформирований из числа методологов.

Главная претензия к идеям Э и Д в том, что они принципиально неверно понимают процессы, в которых ребёнком происходит освоение реальности. В Питере есть какая-то дама (доктор пед.наук), она довольно подробно и доходчиво разобрала их "очепятки".

ПэСе: я лично в собственной работе в школе сталкивался с продуктами деятельности этой шушеры. Полное гонево. Методом чрезвычайных усилий хоть как-то реабилитировал школьников (это были 10-е классы) к норме. Но это всё разврат. В чистом виде.

> В Питере есть какая-то дама (доктор пед.наук)

Так а что за дама, и где можно было бы познакомиться с этим разбором?

Витя, а где можно посмотреть список учебников, которые ваша комиссия рекомендавала пропустить?

Да-да, присоединяюсь к просьбе.

Во-первых, рад за вас (в смысле, что у вас стало больше свободного времени на науку).
Во -вторых, можно вопрос "в сторону"? Э. Александрова- это соавтор и супруга
В. Левшина? Они написали серию про Карликанию, "Магистра рассеяных наук" и пр.
Или это случайное совпадение? Моя знакомая Эмилия А. , вроде бы была профессиональной поэтессой...
В-третьих, не могу не ухмыльнутся на

3. Петерсон Л.Г. и др. "Алгебра", классы 7, 8, 9. "Спид-ИНФО".
СПИД - не спит.

Нет, эта Э.Александрова вполне современная, и второй инициал у нее И.

Мы всей семьей пострадали от мадам Александровой (которая вроде Эльвира Ивановна, т.е. Э.И.) и системы Элькони-Давыдова, это же не только ребенка касается, это же родители еще должны дома помогать делать домашние задания (совершенно негуманоидные) и мотивировать ребенка на занятия математикой. В результате 4 х лет обучения класс из сильного, с хорошими математическими задатками, превратился в очень посредственного с математической точки зрения. Подпольно все занимались с репетиторами, но утраченного не вернуть, большинство детей из класса о математике не желает слышать.

интересно, что в

http://www.labirint.ru/books/376148/
упоминается некоторое положительное заключение РАН (от 14.10.2011) № 10106-5215/819

Re: интересно, что в

Ну конечно, если учебник есть в перечне, то и положительные решения РАН и РАО должны где-нибудь упоминаться, хотя, быть может, и не обязательно в открытом доступе. Только я тут ни при чем.

Может быть, будет случай сказать пару слов по теме устно -- скажу.

Как же так? Вроде у Петерсон 8 такие замечательные авторы, как Агаханов, Подлипский, Трушин? Я как раз думала поохтиться на этот учебник и купить, потому как сейчас его нигде нет в продаже, а у меня младшая скоро восьмой класс, занимались бы дополнительно. Что в нем не так, подскажите.

Учебник новый, очень небрежный, очень много ошибок. Если интересно, скажите на какой адрес послать рецензии со списками ошибок.

Зато вы в хорошей компании, вместе с Ричардом Фейнманом http://lib.ru/ANEKDOTY/FEINMAN/feinman.txt_with-big-pictures.html#46

На знал что Фейнман столь фигов как математик

Он сказал: << Миссис Уайтхауз начала рассказывать мне, что они собираются обсуждать на следующем совещании (одно уже прошло; меня назначили позднее). "Будут обсуждаться натуральные числа". Я понятия не имел, что это такое, но это оказалось тем, что я всегда называл целыми числами>>
О как:
натуральные = целые!

я бы вот учил детей по брошюркам Библиотечка Физматшколы (времен Гельфандa) и сборникам олимпиадных задач и не мучался бы)))

Не могли бы вы добавить список учебников, которые вы считаете хорошими? Для сведения родителей.

Это уже обсуждалось выше, в ветках aa_kir и sasha_br

сошлюсь на Вашу запись, спасибо


Извините, а 0.5млн$ это в год с учебника получает издательство? И сколько у нас всего учебников? Хочется понять о каких цифрах речь в сумме.

Нет, это суммарно за всю жизнь учебника. У всех школ есть фонды на пополнение библиотек, которые могут тратиться только на учебники из перечня. Таким образом, получение грифа = доступ к обналичке в масштабах всей страны. Учебников (приблизительно) вот сколько: начальная школа - 68, основная (5-9 классы) - 91, старшая - 46. Точнее можно изучить, набрав в гугле "Федеральный перечень", но там многие учебники дублируются.

Кстати, еще к первому вопросу. Тут у нас недавно произошел переход на компетентностный подход. Из-за этого всех авторов учебников обязали внести в начало каждой главы демагогическую хрень типа "в этой главе мы овладеем такими-то умениями", и в конце тоже "итак, мы научились..." Но все учебники ради этого пришлось сменить. И как вы думаете, кто был главным лоббистом перехода на эту систему?

Еще раз большое спасибо за помощь! И за список рекомендованных учебников :)

А сколько учебников без положительных отзывов было в списке 2012 года и до того? Хотелось бы понять динамику. Понятно, что сейчас всё прорвало, что система экспертизы накрылась - но сколько из этого "счастья" протекало раньше, насколько прилично работала ли эта система до сих пор?

Скажите, а неужели учебники Петерсона для начальных классов прошли с положительной рецензией? Идиотизм - про них мне нечего более сказать. Более прилично я назвал бы это "бессистемность".

А обращать внимание на такие вещи, как системность, не нашего ума дело - по регламенту этой экспертизы. Наше дело только за математической корректностью смотреть, а вопросы педагогики отданы на оценку акапедии. В цитируемом меморандуме это подробно обсуждается. И мадам Петерсон в частности это отлично усвоила, и как только ей напишешь про что-то такое, отвечает например так: "данный эксперт некомпетентен в этих вопросах", и пишет кляузы на самый верх.

У меня этой осенью был опыт "борьбы" с учебником "Окружающий мир" Виноградовой за 3-й класс (в нем, в частности, был нарисован компас с перепутанными сторонами света). Учебник, в результате, обещали направить на повторную экспертизу. Радости, правда, все это не прибавило: стало понятно, что мой праведный гнев просто оказался для кого-то вовремя. Детали тут http://galfimov.livejournal.com/938.html и тут http://galfimov.livejournal.com/1206.html

Но более всего меня поразило другое. Оказалось, что некоторые ошибки (грубые) не исправлялись в этом учебнике с 2002 года. Это означает, что все это по фигу родителям, методистам, да и учителям.

Мораль здесь, как мне кажется, простая: пока мы сами не начнем заявлять о себе, защищая от этой серости собственных детей, ничего хорошего не будет.

А Вам, Виктор Анатольевич, поклон и большое спасибо за Вашу работу.

Очень понравилось про "чернокнижный промысел" и "опыт общения с умными людьми" :-) Спасибо Вам за всю эту работу по рецензированию учебников. И, конечно, за то, что рецензии находятся в открытом доступе.

?

Log in